ОФИЦЕР. ПЕДАГОГ. МУЗЕЙЩИК

 

Самым  удивительным образом эти три, казалось бы, очень разные профессии, совместились

в одном человеке, создав тот удивительный, уникальный характер, который позволил

Ивану Григорьевичу Семенову стать человеком неповторимой музейной судьбы, создателем

в городе Нижний Тагил крупного  многопрофильного музея-заповедника, в состав которого

вошел и первый в России завод-музей истории черной металлургии.

В Нижнетагильский краеведческий музей Иван Григорьевич пришел в 1968 году уже вполне

сложившейся личностью. Однако, как он сам потом неоднократно признавался,

он и не предполагал, насколько интересна музейная работа и насколько  широкие возможности

для творчества и самореализации она предоставляет.

А родился Иван Григорьевич 7 февраля 1926 года далеко от Нижнего Тагила – в селе Меховицы

Савинского района Ивановской области. Свою огромную неизбывную любовь к своей малой Родине

он пронес через всю жизнь, никогда не отрываясь от родной деревеньки. Несмотря на

напряженный рабочий график,  каждый год находил и находит возможность выехать в свою

«родовую усадьбу» - родительский дом, где холит и лелеет яблоневый сад. Иван Григорьевич

пристально следит за  жизнью своей деревни, с болью в сердце отмечая её запустение

в последние годы. «Я всегда был очень привязан к ней. – пишет он в своих воспоминаниях, -  А сейчас, уже в середине девятого десятка лет она стала мне по-детски близка: родительский дом, в котором родился; школа, где обучался, дома с красивыми ажурными резными оконными  наличниками, народ–труженик – колхозники и рабочие ткацкой фабрики. Ведь издавна Ивановская область из-за большого их количества славилась своим текстилем.

Многих, очень многих уже нет, но они остаются живыми в  моей памяти.

С особой благодарностью и нежностью вспоминаю Марию Васильевну Доброхотову, учительницу начальных классов с дореволюционным стажем работы, дочь местного священнослужителя. Через её школу прошло все село, в том числе мои родители и  мои ровесники. Она была поистине подвижником народного просвещения. Хорошо помню свою первую пионервожатую Ольгу Арсеньевну Туманову, вручавшую мне знаки пионерской атрибутики.

Кленовый сад бывшей барской усадьбы и господский дом, ставший в советское время клубом – настоящим очагом культуры, украшал склон берега реки. В нем мы, мальчишки предвоенной поры, по нескольку раз смотрели «Чапаева» и другие первые советские фильмы,  а к революционным праздникам  ставили театральные сценки, участвовали в  школьной художественной самодеятельности.

В клубе была хорошая библиотека,  в которой я познакомился с творчеством многих писателей-классиков детской и юношеской, русской и зарубежной литературы – произведениями А.С. Пушкина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Виктора Гюго, Майн Рида, Даниэля Дефо и др.

Участие в сезонных весенне-летних сельскохозяйственных работах колхоза было для нас, мальчишек, обязательным и доставляло нас удовлетворение, прививало навыки труда  чувство уважения к нему.

И, наконец, сам родительский дом: простая мебель, русская печь, полати, покрашенные полы, устланными пестрыми половиками работы деревенских мастериц, семейные фотографии на стене, в том числе и отдельные портреты молодых родителей – все это глубоко запало в сердце, душу  и осталось  глубоко в сознании, как частица моего детства.

Это и поныне составляет образ моей малой Родины, образ святой и почитаемый. И не только образ, поскольку  всю свою жизнь, и сегодня я сохраняю крепкую связь со своим селом.

В 1975 году, к 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией я принял посильное участие в установке памятника односельчанам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.  Их имена (53 человека), в том числе и моего родного брата Николая Григорьевича Семенова, обозначены на памятных плитах, отлитых из тагильского металла. Это  был мой дар селу и вклад в увековечивания памяти моих  односельчан.

И сейчас ежегодно приезжаю туда, обхожу  село, но при этом остро чувствую горечь утраты былого.

Теперь в селе постоянных коренных жителей около 50 человек, почти все пенсионеры. Десятки домов скуплены дачниками из областного центра или пустуют. В ходе либеральных рыночных реформ постсоветского времени вся социальная инфраструктура села была разрушена. Из-за безработицы молодежь выехала в город. Село опустело. Тишина…  Не слышно ребячьего крика, мычания коров, шума тракторов на полях, теперь заросших бурьяном».

 

Подростковые и юношеские годы И.Г. Семенова  пришлись на суровые годы войны. И не было тогда желания более  притягательного, чем защита  Отечества.  Поэтому учился в авиационном техникуме в Рыбинске, далее служил в органах безопасности на Урале,  в Молдавии и частях Советской Армии за рубежом. Пятнадцать лет Иван Григорьевич отдал этому делу, собирался посвятить военной службе всю свою жизнь. И очень болезненно переживал то, что обстоятельства заставили  поменять свое дело.

«Я хотел оставаться человеком в погонах, - вспоминает И.Г. Семенов, - в изначальном своем профессиональном выборе, в органах государственной безопасности, ведь я окончил межкраевую школу МГБ СССР.  Но вмешался политический волюнтаризм Н.С. Хрущева. Я попал под сокращение. Свое увольнение я переживал очень тяжело, считал его незаслуженным и ошибочным. Но испытание выдержал, стал учителем и думал, что навсегда».

 

Засел за книги, окончил филологический факультет педагогического института. Школа – это место, где были очень рады молодому энергичному директору. И, казалось бы, что свое место в жизни уже найдено, что хлопотные школьные будни с большими и маленькими проблемами – это навсегда. И планы на будущее строились уже по графику школьных четвертей, каникул, экзаменов, ремонтов…  А тут снова перемены в судьбе – предложили возглавить краеведческий музей. Предложение исходило из горкома КПСС, без одобрения которого не проходило тогда ни одно назначение на руководящую должность. Сам Иван Григорьевич не был обрадован такому предложению, поскольку  мыслил свою дальнейшую жизнь педагогом. Но с другой стороны партийная дисциплина в то время была строгой, и решения горкома не обсуждались. Так в больших сомнениях И.Г. Семенов вошел в стены краеведческого музея. «Очень меня смущала разница между школой и музеем, тишина которого резко контрастировала с оживленными ребячьими топотом и криками, – пишет он, - И это на первых порах меня психологически подавляло, даже угнетало»

-  В школе – уроки, творческий учебный процесс, шумные  эмоции ребят на перемене, а здесь в музее – тишина! Картины висят, бабушки-смотрители в экспозиционных залах сидят, а что я буду тут делать? -  такие мысли были у меня во время обхода музея при «сватовстве» на новую должность. - Это очень усиливало мои сомнения в целесообразности перехода в музей. И настолько, что в первое время я часто находился в состоянии близком к депрессии и даже обращался с просьбой о возвращении меня в школу, но получил отказ.

Г.Г. Азанов, работавший тогда секретарем  райкома коммунистической партии, спустя 35 лет подчеркивал, что о своем отказе в моей просьбе он не сожалеет и считает свое решение дальновидным и верным, о чем он и сказал на встрече, посвященной моему 35-летию работы в музее. Теперь-то и я признаю его решением мудрым, он понимал, что любое дело, если оно востребовано обществом становится делом жизни. Таким для меня стал музей. И действительно, его жизнь, постепенно, но все более настойчиво втягивала меня в свою орбиту, удивляла раскрывающимся многообразием  направлений работы, требовала поиска решений встающих творческих, организационных, научных, хозяйственных задач, подводила к пониманию крупных музееведческих проблем.

Нижнетагильский краеведческий музей – один из старейших музеев на Урале, основан в 1840-м году. В фондах его хранятся уникальные экспонаты, раскрывающие природные богатства Урала, историю его освоения, деятельность заводчиков Демидовых, развитие горного дела и металлургии, традиционных ремесел. Директорами его разное время были незаурядные личности: А.Н. Словцов, Н.Т. Грушина, А.А. Саматова.  Предшественница Ивана Григорьевича – Анна Акимовна Саматова была чрезвычайно предана своему делу. Она сформировала в музее увлеченный коллектив специалистов. Было очень непросто молодому директору войти в коллектив, да еще на 90 процентов женский. Очень непросто было сделать так, чтобы поверили и признали. С благодарностью вспоминает Иван Григорьевич музейных сотрудников 1960-х годов – Т.Г. Гуськову, В.К. Рудый, Н.М. Грюнер, П.Э. Рикерта и др.:

«Я, директор музея, с нулевым стажем музейной работы, учился у стажистов музейщиков того первого периода моей работы, и был и остаюсь благодарен им за понимание моего в то время трудного положения, особенно за глубочайшее осознание целей и задач музея,  за поддержку моих планов  его дальнейшего развития.    С большим почтением я вспоминаю коллектив музейщиков своих четырех десятилетий работы в музее, особенно периода строительства музейного комплекса и создания музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала, - признается И.Г. Семенов, -    В этом совместном труде он был для меня, директора, и надежной опорой – коллективом единомышленников, и профессионально грамотной движущей силой в достижении намеченных целей: реализации плана создания музейного комплекса».

Значительную  роль в процессе становления И.Г. Семенова как музейного руководителя сыграла встреча с замечательным талантливым и крупным специалистом – профессионалом теории и практики музейного строительства, директором музея А.С. Пушкина в Москве  Александром Зиновьевичем Крейном,  который в 1972 году с инспекторской проверкой Министерства культуры РСФСР побывал в Нижнетагильском краеведческом музее. Он подарил книгу «Рождение музея» с дарственной надписью: «Ивану Григорьевичу  Семенову с глубоким уважением и пожеланием успехов на музейном поприще». Эта книга произвела на Ивана Григорьевича огромное впечатление, помогла понять значение музея в жизни человеческого общества и стала для него настольной книгой – руководством в практической работе.

Благодаря службе в армии и работе в школе, И.Г. Семенов обладал немалым организационным опытом, при этом он понимал, что музей – это учреждение научное и требует к себе  особого отношения. Поэтому старался постичь особенности музейной работы и коллектива.  Одним из первых его шагов в управлении музея стало  внедрение плана научной организации труда (НОТ).  Главным его принципом стало утверждение четкого научного руководства:  решения Ученого Совета ставились во главу всей работы и были обязательны для всех. На этапе подготовки и обсуждения выслушивались и рассматривались все мнения, но после принятия коллегиального решения оно становилось обязательным для всех. Это позволило сделать работу более целенаправленной, объединить коллектив в достижении единой цели.. А тогда в 1970-е годы, задачи вырастали одна за другой. Усиленное комплектование фондов требовало и быстрого внедрения их в экспозиционный и научный оборот, и особенно остро – площадей для хранилищ и новых экспозиций. И.Г. Семенов вникал и контролировал все направления музейной работы, чтобы понимать суть их. Его требования, планы иногда казались преувеличенными, завышенными, однако его уверенность, энергия, настойчивость заражали, и уже очень скоро становилось ясно, что выполнение задач вполне реально. Таким образом, пришло понимание и поддержка со стороны коллектива, но надо еще  было убедить руководство города в перспективности музея, необходимости его расширения. Так постепенно вынашивалась идея музейного комплекса в Нижнем Тагиле. Ведь в городе сохранилось немало памятников истории и культуры, которые использовались самыми разными способами: под жилые помещения, производственные мастерские и даже под гаражи!

В 1970-е годы активизируется работа по всем направлениям работы – создаются новые экспозиции по дореволюционной истории, активно обновляются экспозиции и выставки по истории Тагила в советский период. Количество посетителей музея растет, расширяется тематика экскурсий и лекций.  Вклад И.Г. Семенова в эти процессы отмечен правительственной наградой – орденом «Знак Почета»  Эту награду он воспринял однозначно: «Это аванс, который я должен отработать» и с удвоенной  энергией  продвигает идею создания музейного комплекса на основе реставрации и музеефикации памятников истории и культуры.

Об истории постепенной передачи зданий памятников истории и архитектуры музею могут поведать целые тома переписки по каждому объекту, где настойчиво доказывается, что использование памятников под музеи – это признак цивилизованности города. И в результате всех усилий в 1979 году совместным решением горкома КПСС совместным решением горкома КПСС и исполкома Совета народных депутатов было намечено создать целый комплекс на основе реставрации и передачи музею ряда зданий, являющихся памятниками архитектуры, истории и культуры.

Это была победа! Планы и идеи стали обретать реальные черты. Но… своей строительной базы у музея не было. Здания – памятники находились в плачевном состоянии, а реставрация – это не просто ремонт, музей – не просто здание. Требовалось строгое соблюдение, как реставрационных принципов, так и многочисленных противопожарных и технических нормативов.  Иван Григорьевич с головой уходит в строительство. Налаживает крепкие связи с архитекторами  и строителями города. В Нижнем Тагиле создаются специальные художественно-реставрационные мастерские, которые ведут ремонт зданий. Это эпоха дефицита, когда было необходимо «выбивать» буквально всё – и гвозди, и кабель необходимой марки, и много-много другого. Приходилось решать сотни вопросов по составлению проектной документации, привлечению специалистов – архитекторов, художников, археологов, изысканию строительных материалов и, главное, денег. План  создания музейного комплекса  включал 16 музейных объектов!

Но дело двигалось. И вот на месте поросшего бурьяном пустыря в центре города у парка им. А.П. Бондина возникают выставки под открытым небом: продукции НТМК и горнозаводской техники, открывается краеведческая библиотека в отдельном двухэтажном здании, подходит к концу реставрация Нижних Провиантских складов – будущего фондохранилища, открывается музей истории подносного промысла, завершается капитальный ремонт здания краеведческого музея. Впереди еще больше – реставрация Господского дома, дома Черепановых, Верхних Провианстких складов…

И при таких огромных объемах и напряжении строительно-реставрационных работ ни на день не приостанавливалась  вся текущая деятельность музея – научные исследования, командировки в архивы, экспедиции, экскурсии, лекции, выставки. Конечно, все это создавалось трудами, прежде всего, коллектива музея, многочисленных его энтузиастов и специалистов, которые увлеченно и самоотверженно работали. Но определял стратегию, тактику, координировал и направлял работы И.Г. Семенов, порой в жестких дискуссиях отставая свою точку зрения.

Основа успеха Ивана Григорьевича – это высочайшая требовательность к себе и другим. Начиная со строго соблюдения режима работы, исполнительской дисциплины. Он считал, что в музейном деле нет мелочей, и сумел это внушить каждому сотруднику. Он умел дать почувствовать  каждому причастность к большому и важному делу,  большую нравственную значимость его работы. Это ему удавалось, прежде всего, потому, что сам глубоко убежден в этом.

К 1979 года, когда местные власти приняли решение о создании музейного комплекса, музей значительно вырос  по всем параметрам – количеству экспонатов, посетителей, выставочно-экспозиционной  работе. К этому времени вырос и коллектив музея, он пополнился новыми специалистами, которые уже формировались как музейщики в коллективе Нижнетагильского музея: Л.П. Малеева, А.Х. Хасанова (Фахретденова), Н.Д. Чудинова, Г.М. Котина, А.П. Протасова, Т.А. Коваль и др.  Вместе с опытными стажистами: Л.П. Лепо, Н.И. Цыпушкиной, Т.Н. Петрухиной они с энтузиазмом включились в работу по созданию музейного комплекса.

Шаг за шагом преодолевался этот путь. В 1979 году в состав Нижнетагильского музея на правах филиала вошел Нижнесалдинский краеведческий музей. В этом же году в пос.Висим была открыта новая экспозиция литературно-мемориального музея Д.Н. Мамина-Сибиряка. В 1982 году к 100-летию писателя А.П. Бондина был отреставрирован дом писателя и открыта новая экспозиция, посвященная его жизни и творчеству. В 1983 году в состав музейного комплекса вошел минералогический музей им.А.Е. Ферсмана в селе Мурзинка. В 1984 году библиотека музея переехала в новое отдельное здание.

В 1988 году на правах филиала в состав музея-заповедника вошел краеведческий музей г.Кушвы.

В этот период значительно возросли коллекции музея-заповедника, расширилась тематика его исследований. Воплощение  идеи музеефикации памятников истории и культуры, создания музейного комплекса в жизнь, открытие новых музеев в Тагиле и в других городах и поселках стали предпосылками для создания Нижнетагильского музея-заповедника.

Казалось бы, поставлена сверхзадача, на воплощение которой уйдут годы и годы. Однако в ходе этой работы стало ясно, что одним из  важных, центральных объектов музейного комплекса должен стать металлургический завод им.В.В. Куйбышева.  Этот  старый (демидовский) завод постепенно прекращал производство, передав свое первенство Нижнетагильскому металлургическому комбинату, в состав которого входил. И именно музейщики обратили внимание на его уникальность, как памятника индустриального наследия. И рупором необходимости сохранения его в качестве завода-музея в составе  Нижнетагильского музея-заповедника стал Ивану Григорьевич. Многие, когда впервые слышали об этой идее, только головой качали – это не реально. Слишком много «но» - совсем разные подчинения – завод им.В.В. Куйбышева состоял в структуре Министерства черной металлургии СССР, а музей – относился к Министерству культуры Российской Федерации. Кроме этого завод – это не экспозиционный зал, возражали музейщикам, создать экспозиции на такой территории, обеспечить  экспозиционную логику, комфорт и безопасность посетителей?  Как и кому содержать всё это хозяйство?

Вот именно в этой обстановке на «перекрестке» развития музея и проявилась уникальность Ивана Григорьевича Семенова, как стратега, как человека с неординарным мышлением, оригинальными, не типовыми решениями – то в чем другие видели препятствие он увидел преимущество. Разное подчинение – отлично, у нового музея – завода, будет два родителя – МЧМ  СССР и МК РСФСР! И  началась огромная работа по убеждению  скептиков – и в родном коллективе, и в органах городской власти, и в отраслевых министерствах – сотни писем, встреч с обоснованиями и убеждениями. Ивану Григорьевичу удалось создать крепкую команду единомышленников, и не только в стенах музея – ими стали специалисты Нижнетагильского металлургического комбината, и преподаватели и студенты Свердловского архитектурного института, и, что очень важно сами ветераны этого старого завода – все они сумели увидеть в этой красивой идее не утопию, а возможность реального её воплощения.

- С 1986 года начались мои поездки в Москву, в МК РСФСР, – вспоминает И.Г. Семенов, -Надо было заручиться его поддержкой концепции создаваемого музея-заповедника, в состав которого нами был включен и работавший еще в то время металлургический завод. Наше предложение вполне могло быть не принятым по юридическим причинам, так как завод, как действующее производство  входил в состав НТМК и находился в системе МЧС СССР.

Следовало убедить руководство МК РСФСР утвердить в полном объеме предоставленную нами концепцию о создании музея-заповедника и таким образом согласиться с созданием в его составе музея-завода.

На стол специалистов МК РСФСР легли документы обоснования передачи музею завода и его музеефикации:  историческая справка о создании и развитии металлургического завода, заключение ученых Свердловского  архитектурного института о его уникальности в качестве памятника индустриального наследия, научное обоснование целесообразности включения завода в состав музея-заповедника в целях полноты раскрытия истории развития горнозаводского дела на Урале, схема-план будущего музея-завода и решения УРО РАН СССР.

В январе 1987 года совместным Постановлением МК РСФСР и исполкома Свердловского Совета народных депутатов (№ 5124 от 21.01.87 г.) принято решение о создании в Нижнем Тагиле музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала с включением в его состав музея-завода.

- Хотя и сложным был решаемый вопрос, - продолжает Иван Григорьевич, - но сегодня ради справедливости оценки, с благодарностью хочется подчеркнуть высокий уровень заинтересованности аппарата МК РСФСР и лично министра культуры  Юрия  Серафимовича Мелентьева в поисках решения передачи музея-завода и путей его дальнейшего развития.

В этих целях для ознакомления с заводом-памятником он даже направил в Нижний Тагил своего первого заместителя А.И. Шкурко, лично, без бюрократизма обеспечивал своевременную подготовку необходимых документов  при подготовке постановления.

Оставил добрую память своей поддержкой, вниманием и доброжелательностью к нам рядовым музейщикам с Урала В.С. Евстигнеев, заместитель  начальника Управления музеев, который также при решении наших проблем  приезжал в Нижний Тагил.

Атмосфера творчества и  доброжелательства  была нормой работы нашего центрального аппарата культуры при Ю.С. Мелентьева.

С принятием Постановления о создании музея-заповедника в активной форме начались переговоры с Министерством черной металлургии СССР о передаче вновь созданному музею-заповеднику Нижнетагильского металлургического завода им. В.В. Куйбышева и созданию на его основе музея-завода.

К этому времени у музейщиков еще не было разработано четкой концепции создания музея-завода. Каким ему быть? Работающему? И такой шанс был. Неработающим? Только памятником истории техники, учебных пособием профессиональной подготовки молодежи – техникумов и ПТУ металлургического профиля или  только культурно-познавательным досуговым  центром? Кем и какими силами управлять им? Своих инженерно технических кадров у музея нет. Готовых решений  не было, как и не было подобных прецедентов  в музейной практике России.

Много было вопросов и проблем, которые И.Г. Семенову и коллективу музей   предстояло решать впервые. Но в музее работал крепкий сплоченный коллектив, можно сказать, уже учеников Ивана Григорьевича – сотрудников, которые пришли в 1980-е годы, сформировались как специалисты под его влиянием и в полной мере впитали его отношение к делу: это Э.Р. Меркушева, С.А. Клат,  М.А. Бойкова, В.Б. Петрова, И.Н. Танкиевская, А.С. Смирнов, О.Н. Силонова, О.В. Халяева, С.В. Старков, Т.В. Комшилова (Смирнова), Н.А. Крутских, И.Б. Короткова, В.М. Яшина, Г.А. Осетрова, Э.Н. Овечкина и  многие другие. Настоящим незаменимым соратником в заводских делах стал ветеран-металлург С.И. Хлопотов.

По инициативе Политехнического музея (г. Москва, генеральный директор, доктор технических наук Г.Г. Григорян) и под его эгидой в октябре 1988 года в Нижнем Тагиле состоялась VIII  научно-практическая конференция  Ассоциации научно-технических музеев СССР на тему «Советский научно-технический музей: проблемы и перспективы», обсудившей вопросы создания и развития музея-завода в рамках Нижнетагильского музея-заповедника.

В докладах директора музея И.Г. Семенов и зав. этнографическим музеем Т.Н. Петрухиной, впервые в системе были изложены не только проектные  основы музеефикации завода, как крупного целостного промышленного комплекса памятников техники металлургического профиля и объектов  окружающей его культурно-этнографической среды, но и конкретные  предложения к их практической реализации.

В целом конференция, одобрив  концептуальные принципы и предложения построения музея-завода, внесла ряд дополнений и уточнений. Участники её обратились в МК РСФСР и МЧМ СССР с просьбой об их утверждении  и тем самым оказали музею-заповеднику необходимую поддержку. Таким образом, идея завода-музея обрела поддержку музейной общественности России.

10 января 1989 года председатель исполкома Нижнетагильского Горсовета  В.А.  Чердынцев и директор музея-заповедника  И.Г. Семенов  вылетели в Москву на прием к министру черной металлургии СССР Серафиму Васильевичу Колпакову для окончательного обсуждения и принятия решения о создании музея-завода.

- Беседа у министра  в присутствии ряда его специалистов приходила в весьма доброжелательном духе, - рассказывает И.Г. Семенов, - Чувствовалось, что Серафим Васильевич  все детали представленного нами плана знает, поддерживает их, потому особых наших доказательств не потребовалось. Больше того, министра больше интересовало то, что мы не учли, например, железной дороги с паровозом Черепановых, и то, что следовало бы ускорить создания работающих участков  на музее-заводе по производству традиционных для Урала сувениров и предметов прикладного искусства, то есть по музейной терминологии «живых» музеев.

В заключении министра заявил: «История старейшего Нижнетагильского металлургического завода – это история нашей отраслевой металлургии. Давайте  поможем сохранить эту историю.

Могло бы быть иначе?

В январе 1989 года на базе старого металлургического завода, основанного Демидовым в 1725 году, был создан первый в России отраслевой музей-завод истории техники черной металлургии, вошедший в состав музея-заповедника. Это позволяло на подлинных экспонатах раскрывать историю технику уральской металлургии от мануфактурного производства до производства индустриального типа.

Это была огромная победа и еще большая ответственность.

Была разработана глубоко продуманная комплексная программа, принятая и утвержденная министрами. В ней были предусмотрены сложные по своему техническому исполнению работы: восстановление сооружений и памятников промышленной архитектуры и их музеефикация. К исполнению их предусматривалось привлечение высокопрофессиональных специализированных проектных и строительных организаций Союзного значения: института «Уралгиромез», «УралстройНИИкомплект», «Спецпроектреставрация», Свердловский архитектурный институт и, наконец НТМК – его проектный отдел и подрядные строительные организации. В этой программе было установлено три этапа до 2000 года и три конкретных источников финансирования и ответственных за исполнение: МЧМ СССР, МК РСФСР, НТМК, ПО «Росреставрация», «Уралчермет», Нижнесалдинский и Кушвинские заводы и Качканарский ГОК. Очень существенной частью программы является факт её охвата заводов за пределами Нижнего Тагила – в Невьянске, Нижней Салде, Кушве, Качканаре, что соответствовало принципу создания отраслевого музея история техники черной металлургии. Это было великолепное время – вдохновения и энтузиазма, когда каждый день был днем  свершений, движения вперед. Были созданы основы экспозиций музея –завода: «Доменный цех», «Мартеновский цех», часть экспозиции «Прокатное производство», «Энергоцех», индустриальный сквер и выставка «Механо-прокатное производство» и выставка «Подвижной состав». Музей-завод  становился реальностью!  Кроме этого,  музейщиками проводились обследования других городов и районов с целью выявления памятников индустриального наследия.

В 1993 году под эгидой Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCI) была проведена научно-практическая конференция, участники которой так же одобрили концепцию и программу сохранения памятников индустриального наследия в форме завода-музея. Казалось бы, все благополучно.

Но проблемы в стране нарастали. Заявляла о себя нарастающая инфляция. Гарантий подтверждения финансирования на очередной год от МЧМ СССР и МК РСФСР не поступало. В новых условиях была разработана вторая программа. Но грянул 1993 год, распался Советский Союз, нарушилась вся структура государственного и отраслевого управления.  Но и в этих тяжелейших финансовых и моральных условиях Иван Григорьевич Семенов не опускает руки. Работы не должны останавливаться! Встречи с председателем ассоциации предприятий металлургической промышленной Афониным, письма к новому министру культуры РФ Ю.Соломину результатов не принесли.  Оставалась одна надежда на металлургов Нижнетагильского металлургического комбината (тогда руководимые Ю.С. Комратовым, затем С.К. Носовым), которые продолжали выполнять свои обязательства и продолжали работы на заводе –музее. Но этого было недостаточно…

Мы подробно остановились на вопросе завода-музея, так как подобный проект впервые осуществлялся в России. Но, однако, в этот же период активно проходила и вся многообразная музейная деятельность – строительство экспозиции Музея быта и ремесел горнозаводского населения, новые выставки, оборудование новых хранилищ, перемещение коллекций из аварийного здания в Нижние Провиансткие склады, экскурсии, лекции, экспедиции…

Несмотря на огромную уже проделанную работу перед коллективом музея-заповедника стояли очень большие задачи – создания музея природы, экспозиции истории ХХ века, музея истории технической мысли, продолжения музеефикации завода. И в перспективных планах - объединение всех этих объектов в едином ландшафтно-индустриальном парке «Демидов-парк».

Музейная жизнь происходит в постоянной динамике. Однако при решении важных повседневных дней совершенно необходимо видеть перспективу развития, особенно это важно для такого многопрофильного учреждения, как музей-заповедник – все его структурные подразделения должны развиваться в тесной взаимосвязи, взаимодополнении друг друга, чтобы картина уральской истории представала во всей полноте и богатстве. И музейный коллектив Нижнетагильского музея-заповедника, руководимый И.Г. Семеновым, вполне справлялся с такой  нелегкой задачей, в сложнейшей обстановке 1990-х годов, когда уменьшилось, а то и прекратилось финансирование многих направлений и проектов, когда в городе возникли многомесячные задержки выплаты заработной платы, которые в  конце 1990-х годов достигали несколько месяцев. И какой бы сложности не вставали задачи, какие проблемы не возникали бы – генеральный директор музея-заповедника, всегда предельно сосредоточенный, собранный, доброжелательный подавал пример своим сотрудникам в работе, в отношении к делу. Иван Григорьевич понимал, что лучшее средство от депрессии – это работа и еще раз работа. И действительно, в эти сложные времена коллектив музея был сохранен. И были осуществлены крупные проекты – ремонт новых выставочных залов, и проведение в них крупнейших выставочных проектов, первым из которых стала «Демидовский коллекции в музеях России», в которой экспонировались выставки из семи музеев, в том числе Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного исторического музея. В эти годы была возобновлена экспедиционная работа. В музее стали внедряться современные информационные технологии, а также новые формы научно-просветительной работы. Кроме этого, именно в этот период, почти при отсутствии средств на оборудование было осуществлено перемещение фондовых коллекций из аварийного здания в новые помещения, был создан производственно-реставрационный участок для реставрации экспонатов из металла и дерева. Да всего не перечислишь! Не даром те, кто работал в эти годы, несмотря ни на что,  вспоминают их с удовольствием и большим удовлетворением!

И этот путь был усыпан, не только розами, встречалось много и шипов…  Мы все привыкли видеть Ивана Григорьевича в официальной обстановке, всегда активного и деловитого. А я вспоминаю, как в ноябре 1996 года в 06-00 утра под мокрым снегом мы брели по Каланчевскому депо – отстойнику железнодорожных вагонов в Москве.  Перед нами стояла задача – организовать погрузку на поезд экспонатов выставки «Тагил Демидовский, которая проходила в городе Тула. Задача была суперсложная. И Иван Григорьевич не сложил её только на плечи главного хранителя. Учитывая уникальность экспонатов и сложность криминальной обстановки, он лично проехал со мной в Каланчевский отстойник – место малоромантичное, особенно ноябрьским ранним утром с темными фигурами бомжей и хмурыми лицами путевых рабочих. Да и Москва, как известно, слезам не верит, что им  наши экспонаты! Однако, шаг за шагом, встреча за встречей – от путевого рабочего до мастера, от начальника смены до начальника охраны – объяснял  Иван Григорьевич особенности нашего груза. И уходила хмурость с лиц, и становились люди из равнодушных нашими заинтересованными помощниками, советовавшими, как, когда, где лучше подъехать и осуществить разгрузку-погрузку.

Осуществление большой научно-исследовательской, организационной  работы позволило провести  две крупные международные конференции – в 1994 и  в 1996 годах.

Конференция 1004 года «Сохранение индустриального наследия: Мировой опыт и Российские проблемы» имела статус официального межконгрессного мероприятия TICCIH (Международного комитета по сохранению индустриального наследия), в  её работе приняло участие более 100 ученых, в том числе 23 их зарубежных стран.

В 1996 году прошла конференция «Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700-1950 гг.,  основной целью которой явилось изучение истории становления единой общеевропейской индустриальной культуры, роль и значение разных стран, в том числе и России в этом процессе. Кроме решения научных целей, эти конференции способствовали привлечению внимания со стороны органов государственной власти и управления, руководителей промышленных предприятий и общественного мнения к проблемам изучения и сохранений индустриального наследия.

На рубеже XX и XXI веков музей сделал большой шаг вперед, подготовленный всем предыдущим своим развитием – созданию и развитию идеи индустриально-ландшафтного парка «Демидов-парк» Создание индустриально-ландшафтного парка могло бы способствовать решению большого комплекса культурных научных и социально-экономических проблем.  Международный опыт показывал, что это является оптимальной научно-обоснованной формой  сохранения и использования индустриального наследия.

А у истоков таких грандиозных замыслов стоит Иван Григорьевич Семенов. Как  музейный сотрудник, я знаю, как приятно приводить в музей своих детей и родных, показывать и рассказывать им, периодически упоминая: «А этот экспонат обнаружила я…», «А это я отреставрировала», «Ну и повозились же мы с этим проектом!» А Иван Григорьевич пришел в краеведческий музей, располагающийся в одном здании и создал музей-заповедник, в состав которого вошли и Музей быта и ремесел горнозаводского населения, музей истории подносного промысла, Музей природ, Музей истории техники, два литературно-мемориальных музея, минералогический музей, фондохранилище, библиотека, выставочные залы, и, наконец, завод-музей – его любимое детище! И в каждом объекте, в каждом здании, экспозиции и экспонате есть частично его души, его труда! И сейчас, несмотря на преклонный возраст, Иван Григорьевич, не спешит использовать право на заслуженный отдых. Он пишет воспоминания о своем сорокалетнем музейном пути. И ему, несомненно, есть что сказать и есть, что вспомнить!

Вклад И.Г. Семенова в развитие культуры  и города высоко оценен – правительственными наградами орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», орденом Дружбы. С гордостью Иван Григорьевич носит звания Почетного гражданина города Нижний Тагил и Почетного члена академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых. Его вклад в музейное дело получил международное признание – с 1991 года- он член Международного Совета музеем (ИКОМ), а в 2006 году  ему был вручен «Почетный знак ИКОМ России» за значительный вклад в развитие международного музейного сотрудничества.

Такой уж человек Иван Григорьевич Семенов. Человек, благодаря которому стоят в Нижнем Тагиле отреставрированные памятники, распахивают двери многочисленные музеи, где работают его единомышленники и ученики. А уж сколько бессонных ночей, нервов, душевных сил, сомнений это стоит – это, наверное знает только он сам.

 

 

Ольга Владимировна Халяева. Статья из сборника "Секреты музейной успешности".